пятница, 12 июля 2013 г.

Choose Your Destiny


Я долго думала над тем, какую же именно картинку сделать заглавной. Но Шан Цунг развеял все сомнения - ну правда же: кто, если не он? Это же одно из самых ярких впечатлений детства: первый просмотр фильма "Мортал Комбат", который почти никто, кроме наборщиков телепрограмм и переводчиков, не называл "Смертельной битвой". Но к нему мы вернёмся - чуть позже.

Что, собственно, вернуло рыжую Машанову в этот блог? Ответ прост: во всех смыслах знаменательнейшее событие - релиз на ПК игры Mortal Kombat 9 (она же Mortal Kombat Komplete Edition, а по сути - ремейк исходной трилогии с немного альтернативной историей).


Это для меня случилось настолько ВНЕЗАПНО, что я даже не успела поёрзать на жопе стуле в ожидании релиза - я его просто не ждала. Люто, бешено завидовала моему другу Александру Пэ (да-да, это такая фамилия!), который рубился (и до сих пор рубится) в МК9 на консоли. Но как бы я ни уважала Саб-Зиро и Ко, покупать эту адскую хрень ради одной игры как-то в планы не входило даже в долгосрочной перспективе. После ооочень сомнительного МК4 на персоналках новых серий файтинга не выходило, и я с давних пор уже (как только узнала об игре Mortal Kombat: Shaolin Monks - и эпично обломалась, узнав о её исключительно консольной прописке) свыклась с мыслью: на ПК праздника не будет.

И как-то раз я ВНЕЗАПНО - нет, даже не так - я ВНЕЗАПНО!!!111 узнала, что ПК-релиз состоится вот прям завтра.


Да, это было второе июля. Совсем недавно - но я уже напрочь забыла обстоятельства, при которых эту офигенскую новость узнала. Да и не суть важно, хотя всё-таки немного обидно, что не всё для истории сохранилось. Хыхы. Ну а далее... Третье июля: одновременный релиз и в Пиндосии США, и в Европе, и в России. Четвёртое июля: игра уже у меня, настраиваю геймпад, запускаю... И вот тут надо просто знать, с чего и как всё для меня начиналось, чтобы вы могли оценить, с какими чувствами я вновь играла моим любимым персонажем - Саб-Зиро. И каково мне было сделать первое фаталити в МК9 - то самое, блин, винрарное фаталити Саб-Зиро с отрыванием головы вместе с позвоночником! Жертвой стал, кстати, Ермак.


Есть у меня такие родственники: два двоюродных брата. Один старше меня на очень хорошо (сейчас это большущий дядька с воооооооооот такенной бородой!), другой младше на 3 года (и я до сих пор к нему отношусь, как к школоте). И у них дома был компьютер - аж 486й. Куда там мне с моей денди! И младший из братьев мне рассказывал, что на этом компьютере играет в какую-то крутую-прекрутую игру, где можно драться за скорпиона, за соню... При этом в голове моей возникали примерно вот такие картинки:


Знаете, если бы тогда у меня было такое же нахрен испорченное интернетами мышление, как сейчас, то я бы подумала что-то вроде: "Ты наркоман, штоле?" Но я просто представила схватку скорпиона и мышки-сони... И очень усомнилась в крутости подобной игрушки.

Прошло несколько месяцев, и я очутилась у этих родственников в гостях. Это был то ли конец 1995 года, то ли уже 1996 - поскольку я точно помню, какие параллели проводили братья с фильмом Мортал Комбат, который вышел на экраны мира 18.08.1995 года. То есть было Машановой всего-то около 10 лет от роду.


На экране компьютера лупили друг друга двое мужиков: жёлтый и синий. Прямо на глазах у каких-то людей в белом, рассевшихся по трибунам. Удары и взмахи руками-ногами сопровождались офигенным на то время для меня звучанием невероятной саундкарты по имени PC Speaker, хыхы. "Пилик!" - это синий сделал апперкот (я такого слова тогда не знала, и называла это движение... забыла, мля!). "БУУУУУМ!" - это он ударил жёлтого, откинув его в угол арены. "Чирик! Чирик! Чирик!" - это бьётся сердце в руке какого-то бомжеватого дядьки с красным глазом. Не помню тоже, кому не повезло угодить под фаталити Кано - но дело было в самом мрачном из интерьеров игры - Goro's Lair.

Вот так выглядел экран выбора бойцов для обычного игрока:

(Кхм. А мне одной казалось, что у Скорпиона на портрете видно усы?)

Но мы-то, родившиеся в 70х-80х годах, включали наше мощнейшее воображение - и видели примерно вот это:


А старший играл и комментировал:
- О, Скорпион и Субзеро - прямо как в фильме!
- Соня с Кано - тоже как в фильме!


Именно вот так - Субзеро, одним словом и с ударением на "о" - все мы тогда называли синего ниндзю, который умел замораживать. И фокус с замораживанием неимоверно доставлял всем троим игрокам. Я, впрочем, сама играла мало - в основном смотрела, как старший "мочит компьютера". Я видела, что с моста можно скинуть вниз, на шипы. Как душевно хлопает в ладоши Шан Цунг в своём тронном зале. Как время от времени перед началом боя с неба спрыгивает кто-то зелёный (Рептилия же!) - прямо между бойцами, подняв руки вверх. А потом исчезает без следа... И настоящего Ермака тоже видела - когда Скорпион становился красным и менял имя на Error Macro.


А как насчёт режима "Test your might"? Эта мини-игра появлялась после каждых трёх сыгранных матчей - и там предлагалось разбить за 10 секунд различные материалы: от дерева до гранита. Боец стоял и собирался с силами для удара - а игрок в это время со скоростью отбойного молотка барабанил по клавише удара рукой, чтобы заполнить постоянно тающий счётчик этой самой силы. Гранит разбить было очень непросто! И даже у старшего получалось не всегда. А как реалистично выглядели все бойцы! А сколько кровищи лилось! А... Да что там - это была для меня не просто одна из первых увиденных на ПК игр. Мортал Комбат стал любовью с первого взгляда, эталоном крутости и козырности. Я ждала очередной поездки родителей к этим двоюродным родственникам, чтобы снова посмотреть, как играет старший - а иногда даже немного поучаствовать.

В те же поры меня научили "старинной системе" - так братья называли тактику боя с компьютером, когда наносился удар ногой в прыжке - и сразу делался прыжок назад. Потом цикл повторялся. Но ещё проще и понятнее для меня было просто сидеть, выжидая, когда противник подойдёт, и потом делать апперкот. На низких уровнях сложности обе тактики в большинстве матчей были беспроигрышными. Но на HARD начинались ооочень большие проблемы.


Офанатение миром "Мортал Комбата" усилилось после просмотра фильма - кажется, это даже там, в гостях у двоюродных родственников, и состоялось. Какая там была музыка! Какие актёры! Именно тогда я впервые увидела и навсегда запомнила Кристофера Ламберта. А также Робина Шу, Линдэна Эшби, Кэри-Хироюки Тагаву, Бриджит Уилсон, Тревора Годдарда, Криса Касамасу, Франсуа Пети, Талису Сото. А конец фильма толсто намекал на продолжение - о, как же я его ждала! Как МЫ с братьями его ждали!


Несколько визитов спустя я увидела, что старший брат играет во что-то новое. Знакомые лица... И новые тоже. И новые места... И моря-океаны КРОВИЩИ! И йокарный бабай! Там была самая настоящая музыка - не PC Speaker, а самое настоящее звучание инструментов! Ну да, на самом деле - просто MIDI-музыка и Sound Blaster. Но, блин, для тролльских неискушённых всякими свистоперделками, которые начнутся много лет спустя, ушей это было просто Супер с большой буквы!


Мортал Комбат Два... Я считала графику первого "Мортала" верхом совершенства - и какая же, по-вашему, реакция была на ЭТУ игру?! Рептилия, которым можно играть. Помолодевший Шан Цунг. И другие знакомые герои - и даже новые! И даже секретные! Ух, как же мы ломали головы: ну как, как, КАК попасть вон на тот вопросительный знак между Шан Цунгом и Кинтаро? Кстати, четырёхрукого гиганта мы называли Китаро (а в первый раз, когда я просто услышала о нём от младшего, мне показалось и вовсе "Гитара" - да-да, здесь должна быть Омская Птица). А Милену мы звали Миленой - и так и зовём до сих пор, даже зная о правильном произношении "Милина" и в наглую забивая на него.


Посмотрите только, каким красавцем стал Скорпион на заставке перед боем! И в самой игре он выглядел для нас точно так же. Немного огорчало только отсутствие голосов и звука ударов... Но через какое-то время нам удалось и Sound Effects настроить, покопавшись в IRQ и DMA. Теперь мы отложили первый "Мортал" в долгий ящик - и засели за второй. Тогда же я заболела фаталитиманией. Вместе с младшим мы, открыв рты, смотрели, как делал их старший. И просили рассказать секрет. Да и не только про фаталити - а и про многие супер-приёмы, комбинации клавиш для которых выглядели тогда, как пианино. А старший только усмехался и говорил: "Я прочитал файл!"

Ещё у меня был альбом с наклейками-стикерами (в те дремучие времена мы, с лёгкой руки надмозгов, называли их стикерсами). Посвящённый всем понятной тематике - я его увидела в магазине и за несколько дней сумела выклянчить у мамы. В придачу с аж 40 пакетиками наклеек - каждый стоил 1300 докризисных рублей.


Я его даже почти полностью собрала до конца. Это тоже было очень эпично - и как-нибудь непременно расскажу в отдельном посте. Альбом ещё сильнее (как так "ещё сильнее" - дальше, казалось бы, некуда!) наполнил меня МК-фанатизмом. Самое вкусное: в нём нашлись комбинации клавиш для некоторых приёмов! Но они выглядели очень сложными. А описания некоторых, кстати, ещё и были ошибочными. "Вперёд-вперёд-вниз-вверх" - как сейчас помню, сколько бессчётных раз подряд пытались мы сделать этот приём за Джонни Кейджа. И не смогли. Потому что вперёд надо было на самом деле жать не два раза, а ТРИ!

(Когда Кун Лао вот так вот отлетал, взмахнув руками, мы с младшим называли его Пушкиным - за бакенбарды).

Как-то раз старшего брата дома не случилось, и мы с младшим захватили власть над компьютером. И, естественно, полезли искать тот самый легендарный файл, в котором должны были находиться все приёмы, все фаталити, всё-всё самое вкусное! Теперь представьте: вам 11-12 лет, и ничего круче, чем intel-486 под управлением DOS + Norton Commander, вы не видели. Ну, может быть раз-два видели Windows 3.11 и убедились в том, что это какая-то громоздкая гадость, которая тормозит DOS, но нужна для запуска нескольких программ, назначение которых понятно разве что матёрым компьютерщикам (на самом деле это были всего лишь Word и пара системных утилит). Где вы будете искать список фаталити?


Конечно же, в файле, который называется fat.gra! Это ведь логично - а логикой вы в этом возрасте уже обладаете. И для вас ни о чём не говорит папка DOC - потому что с Word вы, как понятно из условий задачи, не знакомы, хыхы. И увидели мы с младшим братом вот такую вот шизофазию:


Ключевой момент: мы знали и умели делать простейший приём в игре - атаку Рейдена в полёте. Назад-назад-вперёд. И вот вышло так, что, полистав открывшуюся шизофазию, мы увидели строку, среди символов которой был и набор стрелочек "влево-влево-вправо", что, естественно, было нами интерпретировано как "назад-назад-вперёд". И сделан логичный вывод: это те дроиды, которых мы ищем. Кхм, то есть файл.

И вот представьте картину: двое детишек, умеющих на компьютере только играть в файтинги-гоночки, ещё не доросшие до стратегий, с программами знакомые только на уровне навигации по Нортону и умеющие запустить никому нафиг не нужный Виндовс, эти двое детишек листают и листают файл fat.gra в надежде вынести из него заветные знания о секретах "Мортала"... Но видят только закорючистых кракозябров и восхищаются умом старшего брата, который смог всё вот это вот прочитать и понять!


ГДЕ?! ГДЕ ЗДЕСЬ ЧТО?! ГДЕ ЭТИ ЧЁРТОВЫ ФАТАЛИТИ, НУ КТО ТАК ПИШЕТ?! ГДЕ, НАКОНЕЦ, ХОТЯ БЫ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК?!

А стрелочки и вправо есть, и влево, и вверх, и вниз... Ну прямо как направления движения! В общем, очень изрядно этот файл нас тогда потроллил - и даже более.


Ещё у меня была выписанная мамой по почте книга Джеффа Ровина "Смертельная битва", которую я очень долго считала каноничной в плане истории Скорпиона и Саб-Зиро. А там она отличается от игровой чуть более, чем полностью. Книга очень яркая, живая, читалась и перечитывалась буквально на одном дыхании - за пару-тройку вечеров.

Ещё я хотела стать режиссёром, чтобы снять продолжение фильма. Но потом это самое продолжение нашла на видеокассете. Многие второй фильм ругают, но мне в нём не нравится только отсутствие Ламберта в роли Рейдена.


Думаю, можете теперь понять, ЧТО для меня значит вот этот вот медальон с чёрным драконом. Мортал Комбат вернулся на ПК - и это значит, что на моей улице снова праздник! Моря-океаны кровищи, фаталити, изучение супер-приёмов, TOASTY же!

И потому долгих лет жизни желаю я Эду Буну и Джейсу Холлу - первый подарил нам этот замечательный мордобой, а второй про него эпично прочитал рэп. У меня есть и ещё, о чём рассказать про "Мортал", какими воспоминаниями, наблюдениями поделиться. Так что некоторое время блог будет носить неофициальное название "Морталокомбатота", хыхы.

6 комментариев:

  1. Статья очень понравилась, вызвала кучу положительных эмоций, а история про fat.gra пррросто уморительная! (ведь постарался автор четвертый нортон поставил, специально для наглядности)
    Отличная статья! Я думаю Рейден бы снял шляпу. :)

    ОтветитьУдалить
  2. Я вышеупомянутый Александр.
    Уже 4 месяца как не рублюсь:(. Ибо мой... так скажем, партнёр (тюленей в сторону, он коллега по работе) уволился, а достойных соперников не осталось. После прохождения без поражений ладдера на Very Hard сложности комп тоже не внушает уважения.

    ОтветитьУдалить
  3. Эмоции через край))
    Я-то с этой вселенной познакомился, увы, только с 3го МК, да и то в гостях у друга. Зато, когда дома появилась Сега, купил на отложенные с обедов деньги картридж МК4, который Ультимейт... И таким же запоем играл)
    И комбинации спец-ударов - купил книжку в ближайшем книжном магазине, но, как оказалось спустя пару лет, там некоторые комбинации были перепутаны между героями. А пока я этого не знал, у меня был лютый детский безжалостный баттхёрт от того, что даже с сотого раза идеально выученная комбинация не срабатывает(((
    Эх, ностальжи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. МК4 и Ультимейт? Есть МК3 Ультимейт, надо разобраться. Там 3D-модели были или спрайты?

      Удалить
  4. МК4 ультимейт это МК4 с большим кол-вом персонажей.

    Спасибо, поностальгировал по дням, проведенным за сегой... Играли толпами по 5-6 человек, благо, игра позволяла играть турниры. Хорошо, что у хозяина приставки целыми днями никого не было дома)

    ОтветитьУдалить